Абилитация детей

Абилитация – первоначальное формирование способности или компенсация отсутствующего навыка, в отличие от реабилитации, целью которой является восстановление утраченных способностей или навыков в результате болезни, травм и т.п. Обычно термин «абилитация» применяется к детям раннего возраста, имеющим физические или умственные отклонения в развитии. Цель абилитации – реализовать социальный, трудовой и образовательный потенциал детей, максимально приблизить условия их жизни к нормальным, а также компенсировать недостающие функции.

Наиболее эффективной является абилитация, начатая в раннем возрасте. Именно поэтому столь важно осуществить раннюю диагностику и вмешательство, которые позволяют начать применять многие методы абилитации уже на первом году жизни. Для детей с нейрофиброматозом это особенно актуально, учитывая, что нарушения могут быть множественными и затрагивать различные сферы развития, включая память, внимание, координацию и т.п.

 

Стоит помнить, что абилитация – не только результат, но и процесс, и его эффективность во многом зависит от регулярности и частоты занятий с ребенком. Важно помнить следующее:

- наиболее эффективно применение совокупности нескольких методов абилитации, направленных на всестороннее воздействие на развитие ребенка;

- большинство видов абилитации доступно в игровой и интересной для детей форме, что значительно упрощает их использование;

- не стоит ждать результата сразу – необходимо запастись терпением, и результаты непременно будут положительными;

- родительский и педагогический оптимизм, а также вера в успехи ребенка – важный аспект процесса абилитации;

- следует помнить, что ребенок устает не меньше, чем взрослые – не стоит заниматься с ребенком «посменно» всей семьей, залог успеха – не сверхинтенсивность, а регулярность и правильный подбор занятий.

Ниже приведено описание нескольких видов абилитации, не относящихся к медикаментозному лечению.

 

ВАЖНО: перед тем, как приступить к любому из видов абилитации, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом во избежание осложнений, а также для уточнения возможных противопоказаний.

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) – прикладной анализ поведения, чаще всего применяемый в качестве методики по коррекции аутизма. Терапия была разработана в 1987 г. доктором И. Ловаасом и применяется для формирования поведенческих навыков, развития навыков коммуникации и способностей к обучению.

Суть терапии состоит в том, что ребенку даются задания, за правильное выполнение которых он получает вознаграждение, в то время как нежелательное поведение пресекается. У терапии есть свои сторонники и противники.

Что отмечают сторонники АВА-терапии в качестве ее плюсов: возможность формирования навыков самообслуживания, отработка и закрепление желательной модели поведения, выработка устойчивых форм поведения в обществе, во многих рассматриваемых случаях терапия доказала свою практическую эффективность.

Дискуссионные моменты АВА-терапии: в раннем возрасте могут возникнуть сложности с поиском действенных методов поощрения и наказания, у ребенка может отсутствовать необходимая концентрация внимания для участия в терапии, может происходить механическое усвоение материала без его осмысления.

Бесплатный курс обучения АВА-терапии доступен на YouTube по ссылке

Краткое введение в теорию можно посмотреть тут.

Иппотерапия — лечебная верховая езда, часто применяемая для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, а также аутизма, различных видов задержки или нарушений в развитии. В ходе иппотерапии пациент не только проходит тренировку, оказывающую благоприятное воздействие на его физическое состояние, но также получает заряд положительных эмоций при достаточно щадящем режиме упражнений. В ходе занятий ребенок также приучается к дисциплине и ответственности.

Следует иметь в виду, что для занятий лечебной верховой ездой имеются противопоказания (многие из которых характерны для нейрофиброматоза), среди них: эпилептические припадки, остеопороз, аллергия на шерсть лошади и т.д. Консультация с лечащим врачом обязательна!

Из минусов данного вида терапии можно назвать достаточно высокую стоимость занятий, а также дополнительные временные затраты, так как такие занятия провести на дому не получится. Вместе с тем, некоторые благотворительные центры в России предоставляют подобные услуги для инвалидов бесплатно.

 

Подробнее узнать об иппотерапии и почитать статьи о ней можно на сайте Региональной благотворительной общественной организации "Московский конноспортивный клуб инвалидов"

Республиканский центр иппотерапии для детей и взрослых в Уфе (Башкортостан).

Канистерапия (лечебная кинология) – нетрадиционная методика лечения и (ре)абилитации лиц с неврологическими, психологическими и эмоциональными нарушениями с помощью специально обученных собак. Канистерапия является частью так называемой пет-терапии (от английского pet – животное), которая реализуется с участием различных животных (лошадей, дельфинов и т.д.). Понятие пет-терапии было разработано американским специалистом в области детской психиатрии Б. Левинсоном, однако подобная методика практиковалась с древних времен.

Канистерапия проводится в пассивной (наблюдение) и активной (поглаживание, уход, кормление) формах и зарекомендовала себя как эффективная методика для коррекции нарушений при ДЦП, аутизме, эмоциональных расстройствах, гиперактивности. Она способствует формированию положительных (развитие отзывчивости, коммуникации) и избавлению от отрицательных эмоций (страха, недоверия).

Для данного вида терапии используют различные породы собак, однако наиболее часто встречаются ездовые собаки (маламуты, хаски), овчарки, пастушьи собаки (шелти, колли), пудели.

Для данной терапии, как и любой другой, могут иметься противопоказания.

 

Сайт о канистерапии в Москве (Ирина Эдуардовна Гришина).

Сайт Центра психологической поддержки и пет терапии «Хронос» (г. Москва).

Сайт благотворительной организации «Собаки для жизни» (СПб и Ленинградская область).

Сенсорная интеграция представляет собой процесс обработки нервной системой различных импульсов, получаемых от рецепторов (осязание, слух, обоняние, вкус, проприоцептивная система и т.д.). При наличии гипо- или гиперчувствительности, то есть, недостаточной или чрезмерной обработке сенсорных сигналов могут возникать различные нарушения. Например, расстройства, вызванные проблемами сенсорного характера, могут включать непереносимость звуков или яркого света, проблемы с равновесием и координацией, неловкость движений и неумение манипулировать предметами и многие другие.

Метод сенсорной интеграции заключается в том, чтобы подобрать способы эффективной замены нарушенных сенсорных стимулов или восстановить их нормальное функционирование. Большое преимущество данного метода заключается в том, что большинство упражнений представлено в игровой форме, и соответственно, дети могут развиваться без дополнительного стресса, обычно связанного с занятиями по развитию.

Существует множество упражнений на развитие обработки сенсорных стимулов, конкретный выбор которых зависит от того, какие именно рецепторы получают информацию извне в искаженном виде (слух, зрение, вестибулярный аппарат и т.п.). Так, например, для развития мелкой моторики применяются игры с лепкой из пластилина, рисованием, перебиранием круп или песка. Для борьбы с нарушениями зрительного восприятия могут использоваться упражнения с зеркальным отражением движений, обведение контура или копирование рисунка. Для развития слуха могут применяться игры на распознавание ритма.

Ссылки на некоторые центры, предлагающие занятия по сенсорной интеграции:

- Центр нейропсихологического сопровождения "ЦНС" 

- Центр Statera (Томск) 

- Магазин товаров для сенсорных игр Sensation Center 

Метод Анат Баниэль

Доктор Анат Баниэль - автор собственной телесно ориентированной методики, которую можно перевести как "метод нейродвижения" (neuromovement). Данный метод практикуется при наличии поражений центральной нервной системы, аутизме, проблем с координацией движений, гиперактивности и многих других проблемах. 

 

Суть этого метода заключается в том, что специалист помогает ребенку осознать свое тело через движение, задействуя при этом его нейронные связи. Иными словами, он ищет недостающее звено между работой мозга пациента и его неразвитой функцией, опираясь на знание нейропсихологии и физиологии.

Более подробно о методе можно почитать по следующим ссылкам:

- официальный сайт (на английском языке) 

Метод Анат Баниэль: улучшение жизни особенных детей

- группа вКонтакте

В настоящее время в России практически нет специалистов, прошедших обучение по данному методу, а потому занятия по нему могут быть труднодоступными в некоторых регионах России. Вместе с тем, некоторые наши соотечественники (подробнее о них можно прочесть по ссылкам выше) прошли курс обучения и проводят тренинги в различных городах. 

Логопедический массаж включает в себя массаж таких областей лица как нос, подбородок, шея, языка и т.п. Эта процедура позволяет улучшить тонус мышц речевого аппарата, воздействовать на нервные окончания, улучшить функцию сосудов, преодолеть ослабленность мышечных волокон или, наоборот, стимулировать их. Логопедический массаж применяется для корректирования произношения звуков, нормализации артикуляции или функции речи, коррекции различных форм речевых патологий (дизартрия, алалия и т.п.).

 

Различные виды и приемы массажа направлены на решение различных проблем. Так, например, у одних детей наблюдается вялость, ослабленность мышц (гипотонус), в то время как у других - повышенный тонус и избыточное напряжение в мышцах (гипертонус). Соответственно, специалисты помогут подобрать подходящий вид логопедического массажа в каждом индивидуальном случае.

В настоящее время услуги по проведению логопедических процедур оказываются множеством центром и самозанятых логопедов. Стоимость занятий существенно отличается в различных центрах и может сильно зависеть от места нахождения/популярности центра или конкретного специалиста. Ниже приведены ссылки на некоторые логопедические центры, однако всегда можно найти специалиста рядом с вами и в соответствии с вашим бюджетом:

Логопедический центр Voice (Москва) (работа с детьми и взрослыми)

Институт детской и взрослой неврологии и эпилепсии (ИДВНЭ) им. Святителя Луки (Москва)

Центр психосоматической медицины и психотерапии Алвиан (Москва)

Центр развития речи (Санкт-Петербург)

Логопедический Центр "Кабинет речевой терапии" (Санкт-Петербург)

 

Детский нейропсихолог исследует работу высших функций головного мозга и формирование психических процессов. Занятия с нейропсихологом позволяют осуществлять коррекцию тех зон развития ребенка, которые не сформировались или сформировались ненадлежащим образом. Чаще всего такие специалисты работают с детьми, которые подвержены повышенной утомляемости, раздражительности, отвлекаемости, испытывают трудности с обучением, вниманием, памятью, являются излишне эмоциональными, вспыльчивыми, ранимыми. 

По результатам обследования нейропсихолог выявляет нарушения функций психики и их локализацию поражения (то есть, определяет, в какой из структур головного мозга оно расположено). Подобный анализ позволяет подобрать индивидуальную программу коррекционных занятий, чтобы использовать компенсаторные возможности мозга для восполнения недостающих или недоразвитых функций. Иными словами, нейропсихолог может помочь определить, какие развитые функции и сильные стороны эмоционально-волевого развития ребенка могут быть использованы для того, чтобы компенсировать недостающие функции.

Чтобы более наглядно представить работу нейропсихолога, предлагаем ознакомиться со статьей Л.Л. Редькиной. 

Дефектолог – общее определение целого класса специалистов, осуществляющих коррекционную работу с детьми, имеющими задержки психического или речевого развития, поражения центральной нервной системы и т.д. В зависимости от типа нарушения развития выделяют следующие категории специалистов-дефектологов: логопед (нарушения речи), сурдопедагог (проблемы слуха), тифлопедагог (проблемы зрения), олигофренопедагог (проблемы умственного развития).

 

Важным направлением работы дефектолога, в отличие от других специалистов, является то, что в его задачи входит трудовая и социальная адаптация лиц с отклонениями в развитии.Дефектологи не являются медицинскими специалистами и реализуют непосредственно программы обучения или коррекции, помогая детям осваивать учебную программу, выбирать профессиональный путь, адаптироваться к жизни в обществе.

Стоимость занятий с дефектологом может существенно отличаться в различных центрах. Многие кабинеты используют современные информационные технологии и передовой опыт зарубежных специалистов для организации занятий.

© 2018 Neurofibromatosis 

НФ в соцсетях:

  • Группа 22/17 Вконтакте
  • Facebook
  • YouTube-канал 22/17
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now